Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

Виктор Орлов
25 серпня 2013, 13:10
Інтерв'юФото пресс-службы СК «Таврия»

Виктор Орлов: «Почувствовал себя в Таврии своим с первого же матча»

Ветеран нашей команды рассказал клубному официальному сайту о том, как вживую видел игру Пеле, о том, как «Таврию» в середине 1970-х уважали и побаивались все соперники, и о многом другом.



Виктор Орлов играл за «Таврию» с 1970-го по 1977-й годы. Действовал на позициях «нападающий» и «под нападающими». За нашу команду провел 292 матча в чемпионатах СССР, забил 61 гол. В Кубках СССР сыграл 8 поединков. Первый тренер Виктора Орлова — Константин Дмитриев.

— Виктор Григорьевич, расскажите, как и где начали заниматься футболом?

— Я родился в Магнитогорске. Жил рядом с маленьким стадионом. Рядом друг с другом стояли хоккейная площадка и футбольное поле. Я там пропадал целыми днями: летом — футбол, зимой — хоккей. Так продолжалось до 15 лет. В 1962-м году я уехал в Уфу, в техникум физкультуры. Поехал играть в хоккей. О футболе речи не было. А в Уфе была футбольная команда «Строитель», ее тренировал Федор Сергеевич Новиков. Замечательный человек, отличный специалист. Ему было около 40 лет, он тогда еще сам играл на первенство Башкирии. Он меня заметил, сперва привел во вторую команду «Строителя». Но очень быстро я попал в основной состав. И в 16 лет уже играл за первый «Строитель». А через полтора года я оказался в команде из Волгограда — во второй группе класса «А».

— Примерно в это время вы вживую увидели игру Короля футбола?

— В 1965-м году я участвовал в молодежном турнире в Москве. Мы играли на стадионе «Динамо». А на нынешних «Лужниках» был товарищеский матч сборных СССР и Бразилии. Помню, накануне прошел дождь. На трибунах — 100 тысяч зрителей. Нас, молодых, провели на тот поединок. Почти весь стадион наблюдал за Пеле. Кто-то говорил, что у него тогда был лишний вес. Но он вышел, сам забил 2 гола (по разу огорчил вратарей нашей сборной — Маслаченко и Банникова) и отдал результативный пас. Бразильцы выиграли 3:0. Я считаю Пеле лучшим футболистом всех времен. В тройке также Йохан Кройф и Франц Беккенбауэр.

— В 1966-м году вы оказались в донецком «Шахтере». Как это случилось?

— Тогда я был на виду, много забивал. В то время собиралась молодежная сборная СССР из футболистов разных уголков страны. Эта команда играла товарищеские матчи, которые, конечно, внимательно смотрели ведущие тренеры Советского Союза. Попал в такую сборную и я. Благодаря этому меня и заметили в «Шахтере». Но перешел туда я только через год после приглашения. В Донецке играл 4 года. «Шахтер» тогда отличался характером. Может, было меньше красивой игры. Но характер был сильный. Тогда за команду из Донецка играли Валерий Лобановский, Олег Базилевич. Запомнился матч с московским «Динамо» в 1967-м году. «Шахтер» выиграл 2:1. Я был в запасе. Многие помнят, что Лобановский умел отлично выполнять угловые удары — резаным ударом, с подкруткой. А Базилевич выбегал на дальнюю штангу и забивал голы. Так случилось и в той встрече: Лобановский выполнил навес, Базилевич выскочил из-под защитников и поразил ворота Льва Яшина.

По моему мнению, лучше всех в СССР головой в свое время играл Виталий Старухин. Он умел правильно выбирать позицию, обладал отличным прыжком.

Доводилось играть против Эдуарда Стрельцова. Убежден, что если бы у него иначе сложилась судьба, он мог бы стать одним из лучших футболистов мира.

— Согласны с утверждением, что «Шахтер» уже с тех времен славился бойцовским характером?

— На сто процентов. «Шахтер» еще до моего появления в клубе выиграл два Кубка. Полностью в основе этой команды я играл два года. Еще два сезона — то в основе, то в дубле. Дубль «Шахтера» тогда был очень сильный. Мы за четыре года один раз стали чемпионами СССР, а еще раз — вторыми призерами.

— Как поменяли Донецк на Симферополь?

— В «Таврию» меня и Василия Грубчака направили в обмен на Николая Климова и Андрея Черемисина. Их забрали в «Шахтер», а нас отправили в Симферополь. Мне было 24 года, уже был опыт какой-никакой. Здесь был уровень пониже, все-таки — вторая лига. Я не планировал здесь надолго оставаться, но попал в тот момент, когда в «Таврии» играли хорошие футболисты, сложился отличный коллектив, работал квалифициованный тренер — Валентин Бубукин. Это меня и остановило здесь. К тому же я поступил в пединститут. Кроме того, важное значение имело и то, что здесь было отличное поле, на котором было приятно играть.

— Помните первый матч и первый гол за «Таврию»?

— Первые матчи за «Таврию» провел на выезде. Команда тогда три подряд тура провела в гостях — в Херсоне, Николаеве, Одессе. Валентин Бубукин поставил меня в состав на встречу в Херсоне. Мы и тот поединок выиграли довольно легко, и николаевцев, и одесское СКА тоже обыграли. Свой первый гол за «Таврию» я забил во второй игре за команду, в Николаеве на опережение замкнул фланговый прострел. Почувствовал себя в «Таврии» своим с первого же матча. Сразу влился в коллектив, почувствовал себя так, будто я здесь много лет. Считаю, что если футболист умеет играть, то адаптации ему не нужно. Он выходит на поле и делает свое дело.

— Чем запомнился дебютный сезон в «Таврии» — в 1970-м году?

— Тогда «Таврия» заняла второе место в своем классе. В то время у нас было мощное нападение, команда много забивала. Может быть, немало и пропускала, но мы сами очень часто поражали ворота соперников. Проигрывали очень мало. Тогда для «Таврии» любое поражение было как трагедия. На результаты предсезонных матчей в то время большого внимания не обращали. Главное было — вкатиться в сезон, который стартовал в апреле. Дома в 1970-е годы мы вообще мало кого отпускали из Симферополя, большинство гостей мы гоняли на их половине поля.

— Расскажите о сезоне-1973, когда «Таврия» завоевала путевку в первую лигу.

— Накануне того чемпионата у нас пол-команды забрали в армию — Григорьева, Авдеева, Прилепского, Черемисина, Макарова. Меня как 27-летнего капитана коллектива еле отстояли. Нас осталось примерно 15 человек. Вот мы и играли таким количеством, по два матча в неделю. Мы выиграли первый этап, а в финальном турнире заняли второе место. Хотя начали решающую «пульку» не очень удачно — проиграли две встречи. Например, «Кубани» уступили по пенальти. 11-метровые не реализовали я и Аджем. Но оставшиеся четыре поединка мы выиграли без вариантов. И всё сразу встало на свои места. Тогда «Таврия» билась в каждом матче, характер у команды был очень сильный. Хотя условия тогда и сейчас даже сравнивать нет смысла. В мое время игроку выдавались одни бутсы. Мы их носили 3-4 года, пока они полностью не снашивались.

Виктор Орлов© sctavriya.com

— В первую лигу «Таврия» вошла с новым тренером.

— В сезоне-1974 нашу команду возглавил Сергей Шапошников. Был у него в марте на 90-летии. Великолепный человек, специалист. При нем «Таврия» стала коллективом, который уважал весь Советский Союз, мы заработали немалый авторитет. Мы тогда занимали хорошие места в чемпионате, обыграли в Кубке СССР московский «Спартак». В чемпионате мы регулярно били московский «Локомотив», минское «Динамо», «Кайрат» из Алма-Аты. А ведь это были клубы с опытом выступления в высшей лиге. В «Кайрате» тогда тренером работал Всеволод Бобров. Как-то мы их обыграли у них на поле — 3:2. Бобров не сразу понял, что случилось. Потому что уровень «Кайрата» был повыше. Он тогда высоко оценил работу Шапошникова с «Таврией». Ведь мы победили алма-атинцев при плохом судействе (оно было в пользу хозяев) совершенно по делу, по игре. После поединка некоторые ребята из «Кайрата» даже приходили в раздевалку «Таврии» и просили, чтобы их взяли в нашу команду.

— В нападении «Таврии» вы отлично взаимодействовали с Андреем Черемисиным.

— Расскажу о двух эпизодах. Это два гола-близнеца, которые мы создали с ним. Первый случай. Начинается игра в Ашхабаде. Мы с другим партнером стоим в центральном круге, разыгрываем мяч. Андрей Черемисин находится за кругом, я ему говорю, чтобы он сразу бежал к штрафной площадке соперника, за спину защитников. Мне дают пас, я забрасываю мяч Черемисину, он получает кожаный снаряд, выскакивает один на один и забивает гол. На все про всё ушло менее полуминуты. Тренер у команды из Ашхабада был Юлыгин, работавший и в Симферополе в свое время. Он немного задержался к началу поединка. Выходил, а счет уже 0:1. Он, конечно, ничего не понял.

А второй такой же гол мы забили здесь, в столице Крыма. «Таврия» играла с «Торпедо» из Кутаиси. Тогда у них была очень хорошая команда, с которой было очень непросто играть. И мы с Черемисиным кутаисцам такой же гол «организовали». У них в том матче в воротах стоял Габелия. Мы когда встречаемся с Андреем Черемисиным, часто вспоминаем те эпизоды. С трудом сами верим в это. Подобные голы и тогда, и сейчас — очень большая редкость.

Кстати, убежден, что во время матча не может быть наигранных комбинаций. Наигранными могут быть только стандартные положения. У нас было время, когда «Таврия» за два года забила 8 голов со «стандартов».

Стадион Локомотив в Симферополе. 1980 год

— Вы учились в очень престижной высшей школе тренеров СССР. Из «Таврии» там занимались, кроме вас, в разные годы Евгений Король и Геннадий Лисенчук.

— Это была отличная школа. Мы слушали курсы от лучших специалистов Советского Союза.

— Вы много лет отдали тренерской профессии, занятиям с детьми и юношами.

— С детьми начал работать в «Таврии» в 1984-м году. Восемь лет вел ребят 1975 года рождения. Из той группы в высшей лиге сыграли Алексей Храмцов, Владислав Мальцев, Игорь Чечеткин. С 1992 по 2007 годы работал в крымском училище олимпийского резерва. Там у меня на хорошем уровне заиграли человек 20. Из ребят 1979 года рождения в высшем дивизионе выступали Андрей Несмачный, Сергей Коврыжкин. Сергей одно время был в московском «Спартаке». Нападающий, левша, был одаренным. Но его погубил алкоголь. А работяга Андрей знал свое дело и выбился на очень высокий уровень. К счастью, слава с деньгами Несмачного не испортили. Он остался хорошим парнем. Без снобизма, без «звездняка», но, конечно, знает себе цену. Думаю, что он рано закончил карьеру — мог бы еще поиграть несколько лет. В 2007-м я вернулся в «Таврию». И до марта 2013 года работал с ребятами 1995 года рождения.

Получается, что я «Таврии» отдал 25 лет жизни: восемь — играл в команде, четыре года работал вторым тренером, еще тринадцать лет (с перерывом) занимался с детьми и юношами.

— В этом году нашей команде — 55 лет. Ваши пожелания «Таврии», ветеранам, болельщикам.

— В год 55-летия команде желаю несмотря на трудности выйти из кризиса, продолжать достойные традиции «Таврии», терпеть и верить в лучшее. Болельщикам желаю терпения и поддержки. Бросить камень в трудное время может каждый. А остаться с командой — это гораздо труднее, но и гораздо важнее, гораздо ценнее. Ветеранам желаю здоровья, благополучия, достойной жизни, поддержки и заботы от окружающих. Легенды «Таврии» этого заслуживают.

Команда Таврия
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus